Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 
"Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова"
города Смоленска

214025,  город Смоленск, улица Багратиона, дом 57,(4812)66-32-80
 

       Статус лицея присвоен 11мая 2011 года

       Принят в состав Союза лицеев Центральных областей Российской Федерации "Российский лицей" 19 октября 2012 года
 

      С 1966 года - средняя школа № 20

      С 1996 года - гимназия экономического профиля, победитель конкурса       инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта       “Образование” 2006 год

 

Внесена в федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета» 2008 год

 

Версия для слабовидящих

Обычная версия

 

Участие в реализации программы формирования ИКТ – компетентностей обучающихся как одно из направлений допрофессиональной подготовки в системе сетевого взаимодействия «лицей-академия»
      Наталья Александровна Персиянцева, учитель информатики, член творческой группы инновационной региональной площадки по теме «Организация сетевого взаимодействия в системе «лицей-колледж» как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся»

     Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий.
     В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися средств и методов информатики и ИКТ, привлечения новых нетрадиционных форм, таких, как сетевое взаимодействие двух образовательных учреждений.
      Целями образования в области ИКТ являются:
- создание условий для овладения обучающимися умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- создание условий для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. учащихся к творческой самореализации в условиях смешанных классов. Следовательно, является целесообразным использовать такую форму организации образовательного процесса, в рамках которой можно было бы реализовать идею самоопределения и творческого становления, самовыражения обучающихся посредством создания учебных объединений, групп, нацеленных на определенный вид деятельности или определенную систему знаний.
      МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова» — инновационная образовательная организация, в которой огромное внимание уделяется развитию творческого потенциала ученика, формированию его интеллекта.
    Выстроенная по такой парадигме система обучения и педагогического сопровождения обучающихся позволит развиваться наиболее полно, на основе диагностик интеллектуальных потребностей и запросов обучающихся.
    Одним из путей развития ученика лицея становится возможность получить дополнительные, выходящие за рамки школьной программы, образовательные услуги в образовательной организации высшего, среднего специального или дополнительного образования. Реализация образовательных программ в рамках такой системы осуществляется в формате сетевого взаимодействия. В результате такого взаимодействия создается уникальная образовательная среда, дающая возможность разработки и внедрения сетевых программ и проектов для обеспечения выбора качественного образования. Основой функционирования такой образовательной среды являются конкретные проекты, создаваемые на основе сетевого взаимодействия.
    Сетевая форма реализации образовательных программ объединяет образовательные ресурсы, расширяет спектр вариативных образовательных программ, что позволяет учащимся лицея посредством сетевого взаимодействия строить свою индивидуальную траекторию развития, свой индивидуальный образовательный маршрут.
     Такая организация профессиональной деятельности способствует повышению качества образования, развитию ключевых компетенций, универсальных учебных действий. Открытая образовательная среда способствует массовому распространению передовых и эффективных практик, достижению нового уровня образовательных услуг.
    Сетевая реализация образовательных программ способствует формированию навыков творческой, интеллектуальной, проектной деятельности, диктуется социальным заказом потребителей образовательных услуг на получение дополнительного непрерывного образования.
    Построение модели эффективного и успешного сетевого взаимодействия основывается на следующих принципах:
- увлекательности, образовательного азарта;
- содержательной упорядоченности;
- открытости; - языковой адекватности;
- свободной импровизации;
- теоретической и информационной корректности;
- образовательной эффективности;
- научной достоверности и обоснованности.
    В результате изучения программ по ИКТ в академии обучающиеся получают возможность строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов), преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации, исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей, создавать базы данных, электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах, создавать презентации с движущимися объектами, звуковыми файлами и многое другое.   
     Взаимодействие лицея и академии профессионального образования предполагает слаженную, продуманную работу всех субъектов этого процесса: педагогов ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», учителей МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова», учащихся. Для того, чтобы сформировать направления индивидуального образовательного маршрута, чтобы помочь ученику с его выбором, конечным результатом которого станет некий образовательный продукт в виде творческого проекта, необходимо провести достаточно большую подготовительную работу еще до начала занятий в академии.
     Учителями информатики лицея разработана система диагностической работы по определению уровней сформированности ИКТ-компетентностей обучающихся. Диагностика проводится дважды в год, стартовая и итоговая. Они включают три основных блока: работа с текстовыми документами, работа с таблицами, работа с презентациями. В основе диагностик лежит авторская система Л.Л. Босовой.
     Диагностическая основа позволяет спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ученика, своевременно внести необходимые коррективы в его познавательную деятельность, выявить затруднения и сложности, определить зону ближайшего развития и наметить конкретные меры педагогического сопровождения.
    Для проведения диагностических исследований использовались только валидные методики, результаты диагностик обобщены и систематизированы и могут использоваться в дальнейшей работе. Диагностика позволяет выявить 4 уровня сформированности информационных умений: оптимальный, достаточный, допустимый и критический.
    Учителями информатики лицея Персиянцевой Н.А. и Нагорной Г.В. учитывались результаты диагностики при осуществлении учебного процесса по информатике, планировалось содержание учебного материала и основные виды деятельности учащихся с учетом формирования их компетенций в ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования».
     Участие в работе инновационной площадки, разработка диагностического инструментария и проведение исследований не только способствовали формированию ИКТ- компетентностей обучающихся, но и стали отправной точкой в осмыслении моей профессиональной деятельности, способствовали профессиональному росту.

 

 

 

 

 

214025 г. Смоленск,  ул. Багратиона, 57

тел. (4812)  66 32 80 и 66 38 14
администратор сайта
Персиянцева Наталья Александровна 
persiantsevana@mail.ru, ekogimn2007@yandex.ru