Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 
"Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова"
города Смоленска

214025,  город Смоленск, улица Багратиона, дом 57,(4812)66-32-80
 

       Статус лицея присвоен 11мая 2011 года

       Принят в состав Союза лицеев Центральных областей Российской Федерации "Российский лицей" 19 октября 2012 года
 

      С 1966 года - средняя школа № 20

      С 1996 года - гимназия экономического профиля, победитель конкурса       инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта       “Образование” 2006 год

 

Внесена в федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета» 2008 год

 

Версия для слабовидящих

Обычная версия

 

Итоги реализации программы «Межкультурный диалог как многокомпонентное условие формирования и развития личности лицеиста»
     На сегодняшний день во всем мировом сообществе четко прослеживается интерес к поликультурному воспитанию. Поликультурное образование, основанное на диалоге культур, на признании самоценности различных этнических групп позволяет формировать основы толерантного сознания, культурного взаимообогащения. Поэтому не случайно для работы инновационной площадки, созданной на базе лицея, была выбрана тема «Межкультурный диалог как многокомпонентное условие формирования и развития личности лицеиста». Начиная с 2012 года, в лицее была проведена большая работа по реализации практического этапа программы. Ежегодно на заседаниях научно-методического совета подводились итоги этой работы.
Из опыта работы классных руководителей начальных классов Малицкой Е.В., Осокиной О.В.
    
    Одними из важных направлений в воспитательной работе с обучающимися являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование коммуникативной культуры.
     Исходя из этого и на основании плана реализации подпрограммы «Межкультурный диалог как многокомпонентное условие формирования и развития личности лицеиста» в наших классах на каждый учебный год составлялись планы воспитательной работы с обучающимися.
      Особую роль и значимость имели мероприятия, проводимые в форме КТД, потому что в их подготовке и проведении были задействованы все обучающиеся и большинство их родителей. На протяжении нескольких лет проводились мероприятия к народным праздникам: Рождество, Масленица, Сороки, народные ярмарки и посиделки. Мероприятия сопровождались народной музыкой, народными песнями, хороводами. Дети выступали в народных костюмах, которые помогали шить родители.
     Обучающиеся наших классов являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов. На классных часах в начальной школе обсуждаются темы дружбы, взаимопонимания, поддержки, толерантного отношения к людям разных национальностей.
     Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка. Начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется статус.
     С возрастом увеличивается интерес детей к социальному миру, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.
     Начальное общее образование в нашем лицее реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью УМК «Перспектива».
     УМК «Перспектива» отражает многообразие и единство национальных культур народов России и мира, содействуя формированию у учащихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. Каждая предметная линия обеспечивает поликультурность содержания УМК «Перспектива».
     Отбор учебного материала ориентирован на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных учебных предметов, системы учебников и программ в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России и мира, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам разных стран.
     Например: специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории. Уже с первого класса изучается единство и разнообразие природы, народов, культур и религий. Во втором классе происходит ознакомление с системой календарных праздников разных народов России, в том числе, с традициями, связанными с соответствующими религиозными культурами. В третьем классе, кроме тем «Страны и народы на политической карте мира», «Путешествуя, познаем мир», на реализацию выше указанного результата ориентирован раздел «В поисках Всемирного наследия».
      В четвертом классе в качестве примера можно назвать раздел «Путешествие за границу России».
      С 4 класса предмет интегрирован с курсом «Азбука Смоленского края». На занятиях дети знакомятся с традициями славянских народов: жилища, костюмы, праздники.
     Проводятся и практические занятия, на которых учащиеся изготавливают макеты старинных изб с внутренним убранством, моделируют национальные костюмы.
     В учебниках литературного чтения, окружающего мира по УМК «Перспектива» много внимания уделено теме межкультурного диалога.
     В программе «Литературное чтение» тематические разделы привлекают внимание учащихся к разным сторонам жизни. В том числе к истории и культуре разных национальностей.
      Формируют понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка. На основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской национальной художественной литературы. Изучаются произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младших школьников (малые фольклорные жанры, сказки, рассказы, стихотворения, повести).
    В учебный план начальной школы введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс дает представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали. Одной из главных задач курса является развитие интереса и уважения к истории и культуре разных народов России, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры. В качестве основного принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской жизни.
     Ученики знакомятся с разнообразием культур и религий народов России. Большое внимание уделяется особенностям христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Очень важно показать учащимся равенство всех культур, признание права каждой культуры на отличия от других, уважение к чужой культуре. На 2015-2016 учебный год план воспитательной работы был разработан и составлен в соответствии с темой «Межкультурный диалог как многокомпонентное условие формирования и развития личности лицеиста». Реализация программы ведется как во внеурочной деятельности (на классных часах, мероприятиях), так и на уроках.      

Внеклассная работа

Учебная деятельность
Всероссийский урок мира Видеоурок «Терроризм. Как не стать его жертвой?» Экскурсия в музей Великой Отечественной войны ОРКСЭ. Россия – наша Родина. Культура и религия.
Окр. мир. Гражданин и гражданское общество.
Общество – это мы! Российский народ. Российский союз равных.
Лит.чт. Пословицы разных народов. Былины. Славянские мифы.
Круглый стол «Толерантность – путь к миру» Видеоурок «Князь Владимир – креститель Руси» Кл.час «Сила народа в единстве» ОРКСЭ. Пасха.
Окр. мир. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Мы – граждане единого Отечества.
Лит.чт. Сказки разных народов. Александр Невский.
Кл.час «Друзья в классе»
Откровенный разговор «Я и мои права»
Экскурсия в Этномир (Калужская обл.)
Экскурсия в республику Белоруссия (Витебск)
ОРКСЭ. Милосердие и сострадание.
Лит.чт. Дмитрий Донской. Историческая литература для детей. Проект «Нам не нужна война»
Игра «Встречаем гостей»
Устный журнал «Конституция – основной закон РФ»
ОРКСЭ. Храм.
Окр. мир. Мы – дети родной Земли. Чудесное путешествие по России (По заповедникам и национальным паркам)
ИЗО. Виртуальная экскурсия «По залам Эрмитажа»
В конце учебного года было проведено анкетирование «Выявление уровня культурологических представлений младших школьников».
Анкета
1. Знаете ли вы, люди каких национальностей проживают в Смоленской области? (перечисли их)
2. Что вы знаете о культуре народов, проживающих в Смоленской области?
3. Знаете ли свою национальность? Какая?
4. Какой национальности ваши папа, мама, бабушка, дедушка?
5. Знаете ли вы традиции и обычаи вашей национальности? Какие?
6. Если у вас дома что-либо из старинных вещей вашей национальности? Какие?
7. Знаете ли вы национальности ваших одноклассников?  
Обработка результатов. За каждый ответ в анкете ставится 1 балл. 6-7 баллов – высокий уровень 3-5 баллов - средний уровень 1-2 балла – низкий уровень
Уровень культурологических представлений Количество обучающих ся
в 4 А классе(25 чел.)
Количест во обучаю щихся
в 4 А классе (%) td>
Количество обучающихсяв 4 В классе (25 чел.) Количество обучающихсяв 4 (%)
высокий 23 чел. 92% 22 чел. 88 %
средний 2 чел. 8% 3 чел. 12 %
низкий нет нет нет нет
     По результатам диагностики «Выявление уровня культурологических представлений младших школьников» учащиеся показывают высокий уровень развития и сформированности культурологических представлений.      Все ученики ответили на вопросы о национальной принадлежности членов своей семьи, о традициях и обычаях своего народа.
     В классах учатся дети разных национальностей: русские, армяне, азербайджанцы, украинцы. Как результат эксперимента - в классах нет случаев жестокого обращения к детям других национальностей. В классах нет межнациональной розни.
     Такие высокие результаты получены в результате систематической работы в направлении поликультурного воспитания и образования учащихся.
     В нашей начальной школе уже традицией стало проводить мероприятии к таким народным праздникам как Рождество, Масленица, Сороки, народные ярмарки и посиделки. Мероприятия сопровождаются народной музыкой, народными песнями, хороводами. Дети выступают в национальных костюмах.
     Мы и в дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении. Ведь школа – это место, где ребенок приобщается не только к традиционной российской культуре, но и знакомится с многообразием сосуществующих в обществе культур.
 

 

 

 

 

 

214025 г. Смоленск,  ул. Багратиона, 57

тел. (4812)  66 32 80 и 66 38 14
администратор сайта
Персиянцева Наталья Александровна 
persiantsevana@mail.ru, ekogimn2007@yandex.ru