Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 
"Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова"
города Смоленска

214025,  город Смоленск, улица Багратиона, дом 57,(4812)66-32-80
 

       Статус лицея присвоен 11мая 2011 года

       Принят в состав Союза лицеев Центральных областей Российской Федерации "Российский лицей" 19 октября 2012 года
 

      С 1966 года - средняя школа № 20

      С 1996 года - гимназия экономического профиля, победитель конкурса       инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта       “Образование” 2006 год

 

Внесена в федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета» 2008 год

 

Версия для слабовидящих

Обычная версия

   

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЛИЦЕИСТА.  
ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА С 63 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЛИЦЕЕМ ВАРШАВЫ  
    В 2008 году был подписан договор о сотрудничестве между гимназией  экономического профиля (так называлось наше образовательное учреждение до мая 2011 года) и 63 Общеобразовательным лицеем имени Лайоша Кошута   Варшавы, тогда же был разработан Проект международного сотрудничества   с образовательными учреждениями зарубежных стран.  Основная идея   проекта заключается в создании особой культурно-образовательной среды, которая будет способствовать формированию поликультурных компетенций, толерантного сознания учащихся, готовности к межкультурному диалогу.      

    Почему мы считаем нашу работу актуальной?
    В   Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание… личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»[1, 63].    О необходимости обучения детей толерантности указывается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (декабрь 2011), где сказано, что «надо больше внимания уделять культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности, по сути, так, как сегодня учат грамматике или истории» [2, 12].
     Приоритетными задачами  сотрудничества  являются задачи, связанные с формированием и развитием личности лицеиста, а именно: воспитание   в традициях толерантности, формирование у учащихся способности к восприятию диалога культур,    готовности к сотрудничеству с другими людьми     на основе восприятия позитивных ценностей.   Основные направления реализации проекта:   культурно-образовательная, учебно-воспитательная, методическая работа, информационно-коммуникативная.
     Для реализации основных направлений  и задач проекта международного сотрудничества используются разнообразные формы работы. Ученические конференции проводятся совместно с польской стороной на базе  63 Общеобразовательного лицея     Варшавы, в котором обучаются ребята, изучающие русский язык.
      В конференциях для старшеклассников участвуют и  воспитанники 13 Общеобразовательного лицея Варшавы, изучающие русский язык углублённо. Участию в конференциях   предшествует большая подготовительная работа по согласованию тем работ, созданию проектов, творческих и исследовательских работ. Как правило, по одной и той же теме выступают и польские лицеисты, и наши. 
        Приведу тематику конференций:     «Урсынов, Смоленск – моя малая родина, и ты её полюбишь»,  «Молодёжь в  современном мире»,     «Русские, поляки – славяне».   
       Подготовка к подобным конференциям требует использования   знаний из   областей различных дисциплин: русского языка,  литературы, истории, обществознания, краеведения, культурологии.
       Опыт организации    таких конференций   имеют учителя Т.В.Чижикова, Н.В.Глушкова. Опыт подготовки учащихся к   конференциям есть у учителей Т.В.Чижиковой, Н.В.Глушковой, С.Я.Забелиной, Л.А.Пахолкиной, Г.В.Нагорной, Л.Л.Шестаковой. Приведу тематику работ учащихся: «Катюша» М.Исаковского  – поэтический символ России» (Виноградов Владислав),
     «Поэтические символы России» (Приходько Алексей), «Славянская культура и её особенности» (Попова Ксения), «Януш Корчак: польский педагог, писатель, человек» (Назарьева Ксения),    «Язык как проводник культуры» (Иванова Ирина) и другие.
    Культурно-образовательные, лингвистические чтения – это относительно новая форма совместной  работы, появившаяся в 2011 году.   За годы сотрудничества проведены культурно-образовательные и лингвистические чтения  «Лингвистика. Литература. Музыка»,    «Люблю тебя, мой край родной!»,      «Возьмёмся за руки, друзья!».    Выступают учащиеся на русском, польском (в том числе и наши лицеисты), английском, французском, немецком языках. Члены жюри  –   польские педагоги.         Опыт подготовки и проведения лингвистических чтений имеют учителя   Н.В.Глушкова, С.Я.Забелина, С.В.Королёва, Л.Л.Шестакова.
    Ещё одна инновационная форма работы – открытые уроки с участием школьников из польского и русского лицеев.  Проводятся  уроки по английскому и русскому языку, литературе. Такие уроки проводят учителя и нашего,   и польского лицея. Ученики из двух лицеев являются не зрителями, а обучающимися в полном смысле слова: они решают лингвистические задачи, участвуют в дискуссиях, читают стихи на двух или трёх языках, высказывают свои точки зрения. Это инновационные и по форме проведения, и по содержанию изучаемого материала уроки.    Опыт работы по проведению и подготовке подобных уроков есть у учителей М.А.Горлачёва, Л.И.Журавлёвой, Н.Н.Бодренковой, С.В.Королёвой.    
    Ещё одна форма совместной работы   –    выпуск номеров школьной газеты «Корпорация».   Статьи лицеистов о сотрудничестве  –  на русском, польском языках.    Опыт выпуска таких газет либо подготовки статей есть у учителей С.В.Королёвой, Н.А.Персиянцевой, М.А.Горлачёва, Н.В.Глушковой, а также у польских учителей Кристины Канцевич-Соколовской, Барбары Хараш.
    Культура семьи, культура быта, обычаи, традиции другого народа – всё это познаётся при проживании в семьях. Наши ученики, находясь в Варшаве, живут в семьях польских ребят.  Польские ребята, находясь в Смоленске,  –  в семьях наших учеников, где знакомятся с русскими традициями.   Такое общение нельзя подменить ничем: это самое близкое общение. Приведу пример. Ученик нашей школы Дмитрий Юхименко в период пребывания в Варшаве при участии польской стороны разыскал могилу своего прадеда, погибшего на территории Польши во время   войны.  До этого   место захоронения погибшего при освобождении Польши от фашизма советского солдата было не известно родственникам.
 Именно родители польского лицеиста помогли русской семье выполнить свой долг перед погибшим.  Многие старшеклассники материал, полученный во время пребывания в Варшаве, используют для исследовательских или творческих работ, представляемых на   конкурсах по русскому языку, краеведению, истории, праву, обществознанию.   Нагорная Татьяна материал, полученный во время поездки в Польшу, о трудоустройстве молодёжи использовала в исследовательской работе «Проблемы трудоустройства молодёжи», представленной на Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива», по итогам которого получила диплом I степени.      
    Шебловинский Александр, Длотовская Елизавета изучили «исторические корни» своей семьи, выявив связь с Польшей, а материалы исследовательских работ представили на городских, областных конкурсах: «История моей семьи в истории Отечества».
    Владислав Третьяк     по итогам заключительного этапа Всероссийского   конкурса «Лучший урок письма – 2013» стал победителем в международной номинации   «Народы издревле родные». В своём письме он писал не только о дружбе народов, но и о своих русских, белорусских, польских корнях.  В текущем учебном году восемь учащихся нашего лицея получили дипломы победителей международного лингвистического конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», среди них шесть учащихся – участники проекта. Лучше узнать собственный язык, его взаимосвязь с другими славянскими языками ребятам помогли курсы, разработанные нашими педагогами: «Мы – славяне» (С.Я.Забелина),  «Уроки этимологии» (Н.В.Глушкова).
    Позитивный опыт  работы по развитию личности ребёнка в условиях международного сотрудничества     неоднократно представлялся  педагогами  лицея на разных уровнях. Осенью 2009, 2010, 2011 годов, в период пребывания нашей делегации в Польше, опыт работы  учителей Т.В.Чижиковой и Н.В.Глушковой  был представлен и получил положительную оценку в Варшавском центре инноваций и курсов.  В   2010 и 2011 годах на базе нашего лицея проведены международные конференции «Педагогические инновации в современной школе», «Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы», в работе которых приняли участие педагоги 63 Общеобразовательного лицея Варшавы, Варшавского центра инноваций, учёные Смоленского института развития образования, педагоги из школ Смоленска и Смоленской области  –  победители конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО.
Сегодня в реализацию проекта международного сотрудничества вовлечён   весь коллектив педагогов и учащихся, отдельные родители.    Инновационный проект      ориентирован   на создание системного  и продуктивного взаимодействия с образовательными учреждениями зарубежных стран,   взаимодействия,  направленного на всемерное расширение возможностей развития личности.    Надеемся, что такое взаимодействие будет продолжаться долгие годы, потому что дружба молодёжи двух государств – это залог прогрессивного развития и процветания  двух стран – России и Польши, это залог светлого будущего нашей БОЛЬШОЙ ПЛАНЕТЫ    –  ЗЕМЛЯ…
Литература
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»//Вестник образования России.  2010.  №4. С.63-70.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года.    [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст.:  http://base.consultant.ru/  Глушкова Н.В.,МБОУ лицей  №1 им. академика Б.Н. Петрова, г. Смоленск
Глушкова Н.В.,МБОУ лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова, г. Смоленск

 

 

 

 

 

 

214025 г. Смоленск,  ул. Багратиона, 57

тел. (4812)  66 32 80 и 66 38 14
администратор сайта
Персиянцева Наталья Александровна 
persiantsevana@mail.ru, ekogimn2007@yandex.ru