Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 
"Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова"
города Смоленска

214025,  город Смоленск, улица Багратиона, дом 57,(4812)66-32-80
 

       Статус лицея присвоен 11мая 2011 года

       Принят в состав Союза лицеев Центральных областей Российской Федерации "Российский лицей" 19 октября 2012 года
 

      С 1966 года - средняя школа № 20

      С 1996 года - гимназия экономического профиля, победитель конкурса       инновационных образовательных учреждений в рамках национального проекта       “Образование” 2006 год

 

Внесена в федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета» 2008 год

 

Версия для слабовидящих

Обычная версия

   

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
     Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время,  возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный,
но и духовно- нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно - патриотический и другие аспекты.
        В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного  к инновациям,  к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готового рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
      Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу,  определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско – патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного  развития социальных интересов и жизненных идеалов.
      Реализация гражданско – патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов гражданско – патриотического воспитания, адекватных современным социально- педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания.  Только через активное вовлечения в социальную  деятельность и сознательное участие в ней можно достичь успехов в этом направлении.  Один из вариантов - это синтез различных направленностей – краеведения, туризма, поисковой деятельности, военной реконструкции, международного сотрудничества.
    К сожалению, в современной России проблема патриотического воспитания стоит остро. Этому есть объяснения: отсутствие объединяющей национальной идеи и, на мой взгляд, как это ни странно – демократия. Я глубоко убеждена, что демократизация жизни страны предполагает определённый уровень образования и культуры, прежде всего политической. В противном случае демократия может вылиться во вседозволенность, в критику всего и всех. Что не способствует воспитанию патриотизма.
      При соответствующей подготовке, дети ощущают себя за границей представителями не только школы и даже не города, а России. Чувствуют ответственность за своё поведение. Это куда действеннее, чем многие запланированные и иногда заформализованные воспитательные мероприятия.
      Россия всегда была и есть многонациональной страной. Поэтому воспитание толерантности – благополучное будущее страны, без межнациональных катаклизмов. Умение находить общий язык с людьми других национальностей, уважать, понимать их – важнейшая воспитательная задача. С 2008 года ежегодно происходит обмен ученическими делегациями нашей школы и 63лицея им.Лайоша Кошута г.Варшавы. Ребята не просто посещают Варшаву, а проживают в польских семьях, а польские ребята в наших семьях. Видя жизнь представителей другого народа как бы изнутри, ребята понимают, что это такие же люди как и они, с такими же чувствами, мечтами, радостями и горестями. У нас непростое историческое прошлое с польским народом. А вот будущее хотелось бы строить на добрососедской основе.
      В психологии есть понятия свои-чужие и свои-другие.- враждебные.
     Я смею надеяться, что наши ребята в результате наших встреч будут ощущать наши народы как другие, т.е людей с другим менталитетом, культурой, языком, традициями, а не чужие
      Для того чтобы строить современный мир на принципах демократии, молодёжи необходимо учиться дипломатии, участвовать в диалоге культур, развивать дружественные отношения со своими сверстниками во всём мире.
      Молодёжь должна видеть и учиться разрешать проблемы защиты прав человека, охраны окружающей среды, борьбы с наркоманией и СПИДом, сокращения нищеты, повышения уровня образования и другие социальные проблемы. К началу XXI века научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование».
      Глобальное образование выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образо­ванное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить по­зитивные процессы развития негативным, избе­жать анархии и насилия. Именно глобальное об­разование может обеспечить активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии.  На уровне глобальной метасистемы (планетарном), то есть на уровне взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества, а конкретно между школами городов Варшава – Смоленск, происходит расширение возможностей развития личности.
    Речь идет о глубоком осмыслении роли детей и молодежи в жизни современного населения страны и всего мира. Сегодняшние дети - будущие строители и устроители мира. С каким бы пафосом не звучало последнее замечание, именно здесь заложены будущие успехи и неудачи развития общества. Партнерство, сотрудничество, взаимность в отношениях, сдержанность, терпимость, взаимный интерес к истории, традициям, культуре, образованию, праву разных стран - на этих условиях сегодня может формироваться продуктивное, позитивное общение молодёжи мира. И в этом мы убедились, реализуя Проект международного сотрудничества. Таким образом, международное сотрудничество, на наш взгляд, является очень своевременной и перспективной формой работы с детьми. И мы верим, что это сотрудничество будет постоянно развиваться.
 Литература
1. Дворжак В.Роль образования и науки в процессе мировой глобализации http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&op=modload&l_op=visit&lid=12672
2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 2009.
 Чижикова Т. В., МБОУ лицей №1 им. академика Б.Н.Петрова, г.Смоленск

 

 

 

 

 

 

214025 г. Смоленск,  ул. Багратиона, 57

тел. (4812)  66 32 80 и 66 38 14
администратор сайта
Персиянцева Наталья Александровна 
persiantsevana@mail.ru, ekogimn2007@yandex.ru