Back to Top

Дата и время


















Версия для слабовидящих

Обычная версия

Методическая копилка
 

 

 
   
Экономика и финансовая грамотность
Смотреть методические материалы
   
Информатика и ИКТ
Мультимедиа технологии как средство активизации саморазвития обучающегося Персиянцева Н.А., учитель информатики и ИКТ скачать
   
История и обществознание
Урок обществознания в 11 классе по теме «Механизмы воздействия государства на экономику. Налогообложение»Казанцева Татьяна Васильевна, учитель обществознания, Заслуженный учитель РФ скачать
Презентация кафедры о обществознания. Гробова Л.В. скачать
   
Химия
Анализ эффективности работы с одарёнными и мотивированными детьми Бетремеева Марина Игоревна, учитель химии и биологии скачать
Выступление на итоговой защите проблемной группы по теме: «Использование Информационно-Коммуникационной Технологии на уроках естественнонаучного цикла как средство повышения мотивационной деятельности». Матченко Н. А., учитель химии скачать
Творческий отчёт. «Использование Информационно-коммуникационной технологии на уроках естественнонаучного цикла, как средство повышения мотивационной деятельности». Матченко Н. А., учитель химии скачать
Использование Икт на уроках естественнонаучного цикла как средство повышения мотивационной деятельности. Презентация. Матченко Н. А., учитель химии скачать
 
Биология
Формы и методы  применения  ИКТ в обуче6нии биологии как средство повышения качества знаний обучающихся. Андронова Г.Д., учитель биологии скачать
   
география
Творческий отчет Использование ИКТ на уроках географии как средства повышения мотивационной деятельности обучающихся. Презентация. Побрус Н.М., учитель географии скачать  
Наука география. Побрус Н.М., учитель скачать
Изучение макрорайонов США. 11 класс. Презентация. Побрус Н.М., учитель географии скачать
Оболочки Земли. Презентация. Рябович Валерия скачать
Горы мира. Заочное путешествие. Презентация. Побрус Н.М., учитель географии скачать
Русский язык и литература
Программа и УМК интегрированного спецкурса по русскому языку и информатике «Хочешь ли ты стать журналистом?» (7-11 класс) Королева С. В., учитель русского языка и литературы скачать
Внеклассное мероприятие «КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ РАЧИТЕЛЬНОГО ХОЗЯИНА» Побрус Н.М, учитель экономики и Товмашова Л.В., учитель русского языка и литературы скачать
Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Презентация. Забелина С.Я. скачать
Формирование духовности и художественного вкуса на уроках литературного чтения. Обухова Н.В. скачать
Начальная школа
Литературное развитие младших школьников при изучении загадок. Подготовила: Сергеева О.Г., учитель начальных классов скачать
Литературное развитие младших школьников при изучении загадок. Презентация. Подготовила: Сергеева О.Г., учитель начальных классов скачать
   
Воспитательная работа
Конспект урока духовно-нравственного воспитания «Традиции семьи», 9 класс Цветкова Л.П. скачать
Час размышления "Мы выбираем жизнь" (Проблема подросткового суицида) Хоцкая Екатерина Федоровна, социальный педагог скачать
Классный час "Моя конвенция" Хоцкая Екатерина Федоровна, социальный педагог скачать
Беседа "Хочу-могу-надо" Хоцкая Екатерина Федоровна, социальный педагог скачать

Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся
на уроках истории, обществознания
 
Матвиенко Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 1 им академик Б.Н. Петрова» г. Смоленск



     «Ученик – это не кувшин который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

     Сегодня проблема мотивации очень актуальна. В условиях платного высшего образования, которое может получить каждый выпускник (при наличие средств), мотивация к учению в целом падает. Именно поэтому работа в этом направлении является для многих педагогов первоочередной.
      Задача данной статьи и раскрыть теоретические основы процесса формирования мотивации учащихся, а поделиться собственными небольшими приемами. Существует масса методов и приемов. Я на практике использую множество, но в своей методической копилке оставляю только те, которые на уроке оказываются наиболее эффективными.

Считаю, очень важным интересное начало урока, организационный момент. Например на уроке обществознания в десятом классе по теме «Семья как малая группа предлагаю ребятам послушать притчу:

      "После того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался из чего же ему сотворить женщину, если весь материал у него ушел на мужчину.
     Но, не желая отказать в просьбе, сотворил женщину из следующего материала: он взял несколько ярких лучей солнца, всечарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту львёнка, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, могучий жар огня, хрупкость льда, трепет лани, сладость мёда, притягательную силу магнита и ... смешал все вместе.
      Посмотрел и недовольно покачал головой больно приторной она оказалась. И добавил: холодное мерцание звезд, непостоянность ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусливость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, алчность акулы, мастерство паука, приспособляемость хамелеона, подозрительность мыши, ревность тигрицы, мстительность осы, кровожадность змеи, дурман опиума, беспощадность смерча и остальные ужасы стихии. Всё перемешал и вдохнул жизнь. В результате получилась настоящая женщина. Эту женщину Бог передал мужчине, при этом сказав: "Бери её такой, какой она получилась, не пытайся ее переделывать. Любуйся ею, но и мучайся одновременно!".

     Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение.
 К сожалению, проблем с вязанных с семейной жизнью очень много, попытаемся в них вникнуть. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока? Какие вопросы вы хотели бы разобрать на нашем уроке?

       Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разно уровневых заданий позволяет гораздо большему числу школьников испытать «Ощущение потока в учебе, обрести радость и уверенность в учебном труде. Большинство учащихся интересна только та работа которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения не вызывает у них интереса преодолении трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но при этом трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса, только тогда когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае. Интерес быстро падает.
      Интересные результаты в повышение уровня познавательных мотивов приносит использование метода «свободных заданий». В конце урока предлагаю учащимся какие - то необязательные задания. Предупреждаю, что выполнить их они могут по желанию, что никаких оценок за невыполненное задание не буду выставлять. Выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к моему учебному предмету. Применяю свободные задания не часто, но систематически. Считаю, что по их результатам можно с большой надежностью установить уровень и характер мотивации учащихся.
     Например: в девятых класс предложила подготовить проект на тему «Великая отечественная война в моей семье».

      Более подробно хочу остановится на методе проекта.


      Суть ее - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, или критического, мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

      Основные требования к использованию метода проектов:


1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
• обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
      Общие подходы к структурированию проекта:


1. начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
2. далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением;
3. распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
4. самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
5. промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях кружка);
6. защита проектов, оппонирование;
7. коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

      Параметры внешней оценки проекта:


• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
• корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
• коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
• характер общения и взаимопомощи, имодополняемости участников проекта;
• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
• привлечение знаний из других областей;
• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
• эстетика оформления результатов проведенного проекта;
• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
     

Хотелось бы еще отметить, что на Региональном и Заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников предлагается написать исторический (обществоведческий) проект или сочинение на основе анализа источника, - творческое задание. Участникам предлагаются источники, даются примерный план работы и тема; ребята должны написать сочинение, раскрывающее тему на основе анализа источников.
    

Литература:
1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ред. Е.С.Полат - М., 2000
214025 г. Смоленск, ул.Багратиона, 57, тел. (4812) 66-32-80, 66-38-14
E-mail: ekogimn2007@yandex.ru
Top.Mail.Ru
^ Наверх